12-26.07.14 Казбек и Эльбрус. Восхождение

Да-а-а, господа... это, я Вам скажу, был настоящий, полноценный и интересный высокогорный поход. Поход с командой поехали.зп.уа. Начнем по-порядку:

Нас собиралось ехать много... достаточно много для того, чтобы я начал переживать о том, смогу ли я затащить большую команду по подобному маршруту... ведь цели ставили дерзкие: пройти акклиматизацию на Казбеке, взойти на Казбек (а это 5033 м.н.у.м.), а потом за 3-4 дня взойти на Эльбрус (5642 м.н.у.м.). В результате набралось 9 отчаянных парней и девчонок, готовых на этот решительный шаг.

Признаюсь честно: когда-то давно, просматривая передачу "Мир наизнанку" я очень загорелся мыслью взойти на Килиманджаро - гору в центре Африки 5895 м н.у.м., и как-то незаметно для себя поставил еще 3 сопутствующие цели: Монблан, Казбек, Эльбрус - видимо для того, чтобы понять что такое высокогорное восхождение - они мне очень нужны. В прошлом году у меня украли Эльбрус... и не только у меня... из команды в 16 человек взошел один... Это все при том, что я лично видел много команд возрастом по 50-70 лет успешно взошедших (напомню мне тогда было 35). Тогда я сказал себе что на следующий год обязательно взойду Эльбрус, получив акклиматизацию на Казбеке. (Так это сделала команда из Чехии в 2013 году).

И вот мы, выехав из Запорожья в субботу 12 июля в 11:00, пройдя 2 границы, уже 13 июля в 11:00 были в Грузии в старинном поселке Казбеги (сегодняшнее название Степанцминда). Приняв душ и наняв машину для заброски рюкзаков, мы в 16:00 отправились на первую ночевку - к церкви Цвинда Самеба - красивейшее место с удивительным горным пейзажем вокруг. Но погоде наплевать на эту красоту и нас всю ночь поливал капитальный дождь. Лило так, что казалось любая палатка может протечь, с громом, молнией и всю ночь..., но наши палатки справились! Высота ночевки 2170 м н.у.м. В принципе в высокогорном восхождении высота до 2000 м н.у.м. считается не акклиматизационной и можно было там ночевку не устраивать, но я решил перестраховаться... Иногда показывался Казбек...

14 июля. Переход 2170-2930. Получив минимальную акклиматизацию после ночи у Цвинда Самеба, позавтракав мы отправились в путь. Предстояло пересечь перевал Арши и заночевать на зеленой поляне у ручья, которую иначе как "зеленка" никто из встречаюшихся нам туристов не называл. Нам это было действительно нужно - это был второй и очень выжный день акклиматизации. После перевала был уже хорошо виден Казбек, его уже не так часто закрывали облака. Природа шикарная, родничок, горная мутная река прямо под ногами и мобильная связь, доступная через 100 метров от палаток делала это место очень желанным.По прибытии на поляну встретили полячку Олю, у которой цитата "хвороба высокогирська" - она ждала свою команду с восхождения и уже 3 суток сама провела в горах... прямо Робинзон какой-то...

15 июля Переход 2930-3653. Проснулись. выспались неплохо. У некоторых участников группы появились признаки горняшки - болела голова. Этот вопрос был решен с помощью имеющийся аптечки. Накормив всех участников восхождения и Олю кашей с тушенкой, мы тронулись в путь. Дорога лежала по леднику Гергетский с обилием трещин и небольших ручьев. Но мы как-то успели пройти не промочив обуви. И вот он - последний подъем перед Метеостанцией - дался он трудно: сыпуха, неустойчивая тропа, солнце, тяжелые рюкзаки, пятый час пути - все это сказывалось на этом последнем двухсотметровом подъеме. Но глаза бояться, а ноги делают (так мы шутили в походе) уже к 15:00 мы были у Метеостанции - священном месте для любого покорителя Казбега. Стоянка там платная, но зато получаешь право пользоваться кухней и столовой, но, правда, на своем газе. Удивляли лошади, которые обслуживали коммерческие группы - каждая несла по 150 кг груза и делала за два дня две ходки. (Для тех кто не хочет нести свой рюкзак в Грузии возможна доставка груза до Метеостанции - правда стоит это прилично). Тут же было решено, что для увеличения шансов на восхождение у нас будет еще одна ночь на 4200.

16 июля. Переход 3653-4200. Опыт ночевки на 4200 у некоторых участников уже был, и высоты мы не боялись, хотя знали что сна все равно не будет. Утром, простившись с Джони и Сосо (работники Метеостанции) мы отправились в путь, предварительно максимально облегчив рюкзаки и оставив в каптерке у Джони все что не нужно на 4200. Переход получился тяжелым. Почти 6 часов, и примерно 2 км пути вдоль огромной скалы с камнепадами. Говорят можно вечно смотреть на то как горит огонь, течет река и работают люди, теперь я могу добавить - на камнепады тоже можно смотреть вечно - они завораживают...

17 июля. Переход 4200-5033(вершина)-2930. Подъем в 3 ночи ни к чему не привел. Ночь была минус 15, не выспались, горняшка. Стартовали поздно. Вышли в 5:45, а очень хотели выйти максимум в 4:30 - все для того чтобы идти по твердому льду - фирну. Идти по нему легче, да и ботинки не мокнут. И вперед, шаг за шагом, по наклонке, траверсами по склону, в лоб на три такта ... тяжело, но оно того стоило 2,5-3 часа подъема и мы на вершине! Виват, Казбек! Высота 5033 достигнута, восторг и радость от достижения вершины переполняли меня, как и каждого кто побывал там!

Нужно было спускаться вниз, ведь нас так манил Тбилиси, а нужно было еще сделать как минимум три ночи отдыха перед следующей горой. Отдых на 3653 (на Метеостанции) как таковым отдыхом не является, это просто плохой сон, а вот уже ниже 3000 м н.у.м сон является отдыхом, поэтому мы пошли на "зеленку". В день подъема нам нужно было отдохнуть.

18 июля. Переход 2930-1670. Спуск в Казбеги сопровождали чудесные виды окресных гор и красивой церкви Цвинда Самеба. А потом был душ, стирка вещей и чудесный международный стол с распитием местный спиртных напитков вместе с двумя француженками, двумя голландцами и парой из Польши. И как-то мы понимали друг-друга и даже умудрялись шутить.. Спасибо всем за чудесный вечер!

19 июля. Тбилиси.

20 июля. Переезд в Терскол, высота 2140, граница, бивуак, отдых.

21 июля. Подъем 2350-2680 м.н.у.м. на канатке на станцию "Мир", а потом и Гарабаши. Приехав за 700 руб. на такую высоту и убедившись в хорошем самочувствии группы мы стартовали на первую ночевку на 4170 - приют 11. Это очень легендарное место, правда от этого места остался только домик дизельной станции, который переоборудовали в приют. Нас встретил Марат - приятный и хороший парень, который начал делать небольшой ремонт в этом приюте (уже поставили евро окна и поменяли матрацы). Ужин, ночь, ленивые сборы...

22 июля. Подъем на 4700 м н.у.м. со всем снаряжением на верхние скалы Пастухова на высоту 4700. Это была наша первая подобная ночевка на такой высоте. головы болели почти у всех, кто-то мучался с расстройством желудка, но в целом все было более чем хорошо. Нам пришлось делать обустройство снежного лагеря, постановка палаток требовала полуметровой ямы и снежных брустверов - все для того чтобы ветер не выдувал последнее тепло из палаток. Все ждали ночи минус 15. Одели все что можно было. Ночью поднялся ветер - рвал палатки, кидал снежками прямо по тенту, что создавало ощущение бомбежки и беспомощности.

23 июля. Переход 4700-5642, а потом спуск на канатках до 2350. Старт был назначен на 3:00, только вот ждали наверное минут 40 пока утихнет ветер. Встали в 3:40, подогрели только чай, завтрак пришлось отложить - ветер мешал работе горелок. Вышли около 6:00 на вершине были в 9:00. Три часа работы, на ветре, на холоде, легче стало только после восхода солнца... и вот она - ВЕРШИНА - 5642 м.н.у.м - эту цифру запомнят все восходители! В 11:30 были на месте ночевки, отдохнув и собрав лагерь, в 14:00 были на 4200 и в 16:00 уже пили пиво с гордым названием 5642 возле канатки на 2350. Вот он какой - НАШ ЭЛЬБРУС!

24 июля. Ночевка на бивуаке и в 12:00 старт домой, в Запорожье. Дорога, заправки, дорогущий кофе, отсутствие пива на заправках, дорога, таможня, ночь перед таможней и...

25 июля в 9:00 мы в Запорожье! Счастливые, здоровые с кучей впечатлений и побед!
Выводы: Маршрут две недели - ДВЕ ВЕРШИНЫ реален, возможен, у нас даже получались на 3 дня быстрее, то есть время для резервных дней в случае непогоды.

ДРУЗЬЯ, спасибо большое! Мне реально было ЗДОРОВО! И самое главное: Я ОСУЩЕСТВИЛ СВОИ ДВЕ МЕЧТЫ - ВОШЕЛ НА ДВЕ ГОРЫ ИЗ ЗАДУМАННЫХ! Осталось Монблан (он будет в июле 2015 года) и Килиманджаро (это должно случиться в 2016 году)